Вопрос — ответ

Вопросы - ответы

1
В каких случаях автоэксперт может поставить автомобилю замену кузова?
Согласно методического руководства РД 37.009.015-98 и правил приемки автомобилей в ремонт, замена кузова и других дорогостоящих комплектующих изделий автомобиля (двигателя, КПП, раздаточной коробки, ведущих мостов, рулевого механизма и т.д.), назначается автоэкспертом при экономической нецелесообразности их ремонта или при несоответствии требованиям приемки автомобиля в ремонт (технической невозможности их восстановления).
2
В каких случаях назначается судебная экспертиза автомобиля?
Судебная автоэкспертиза – это экспертиза автомобиля, проведение которой поручают экспертам специальных центров судебные органы. Особенность — проведение исследования и подготовка заключения экспертом по определенному делу, решение которого требует специальных знаний в различных областях науки и техники. Судебная автоэкспертиза – это один из источников доказательств и разрешения споров. Судебная экспертиза автомобиля назначает суд, прокуратура, органы дознания в случае недостаточной ясности или полноты ранее данного экспертного заключения. Так же есть вероятность назначенения дополнительной или даже повторной судебной экспертизы, но уже в другом судебно-экспертном учреждении. При проведении автоэкспертизы в досудебном порядке достаточно лишь письменной заявки и закоючения договора с физическим или юридическим лицом. В рамках проведения судебной экспертизы назначение судебного органа – обязательно. Основанием для назначения и проведения судебной автоэкспертизы являются определения суда, постановления прокуратуры или органов дознания. Наиболее часто судебная экспертиза автомобиля назначается как правило при разрешении споров пострадавшего в ДТП владельца автомобиля и страховой компании, в которой застрахована гражданская ответственность виновного в ДТП человека или владельца автомобиля и виновника ДТП, причинившего ущерб свыше страхового возмещения — т.е. более 120 000 рублей. Возражения потерпевшего с результатами автоэкспертизы, проведенной по назначению страховой компании, или наоборот, возражения страховщика по результатам другой независимой автоэкспертизы. Разрешение имущественных споров – старо как мир, и автоэкспертиза в наше время – не исключение. Судебная экспертиза автомобиля при отсутствии возможности осмотра поврежденного автомобиля — в связи с продажей автомобиля, выполненным уже его ремонтом и т.д., .может быть проведена без исследования транспортного средства, по предоставленным материалам и документам судебного дела в случае. Внимание! Ррезультаты судебной автоэкспертизы являются приоритетными при разрешении дела, но не окончательными. Решение судья принимает на основании внутренных убеждений и основываясь на предоставленных доказательствах, имеющих юридическую силу.
3
В чем смысл и каковы правила оценки ущерба автомобиля?
Согласно ГК РФ оценка ущерба (убытков) – это определение величины вреда, причиненного личности или имуществу (в нашем случае автомобилю) гражданина (юридического лица), подлежащего возмещению в полном объеме лицом, причинившем вред. Гражданский Кодекс РФ обязывает лицо, ответственное за причинение вреда (убытков), или возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества), или исправить поврежденную вещь, или возместить в полном объеме причиненные убытки, то есть расходы, которые лицо, чье право было нарушено, произвело (должно произвести) для восстановления нарушенного права. А это реальный ущерб (утрата или повреждение имущества) и упущенной выгоды (недополучение дохода, которые это лицо получило бы в обычных условиях). Автомобилей, поврежденных в результате ДТП (или иных случаях), вышеупомянутое положение ГК РФ, касаются в полном объеме. Введение в 2003 году обязательного страхования гражданской ответственности авто владельцев (ОСАГО) в форме Федерального Закона, определило каким образом и в каком объеме должны возмещаться убытки граждан, получившие в результате повреждения их транспортных средств третьими лицами. Именно в этом состоит смысл оценки ущерба (автоэкспертизы) поврежденного автомобиля. В первую очередь автоэксперт рассчитывает стоимость его ремонта, то есть стоимость услуги СТО по устранению повреждений (дефектов), которые относятся к реальному ущербу граждан. Ремонт автомобиля включает в себя расходы на оплату работ по его восстановлению (стоимость трудовых затрат) и расходы на запасные части и материалы, необходимые для ремонта. Восстановительный ремонт транспортного средства необходим для возвращения ему потребительских качеств, вред которым был нанесен третьими лицами в результате ДТП (или иных случаев). Нормы и правила проведения автоэкспертизы при оценке ущерба транспортного средства, определены Федеральными Законами РФ, Постановлениями Правительства РФ и целевыми методическими разработками. Процедура же расчета восстановительного ремонта автомобиля устанавливается заводом-изготовителем конкретного транспортного средства с учетом их эксплуатации. А способы, технологии, трудоемкости и объемы необходимых работ, определяются в зависимости от характера и степени повреждений автомобиля (его отдельных узлов, деталей) с учетом необходимости проведения окрасочных и сопутствующих работ по разборке-сборке, дефектовке, регулировки и антикоррозийной обработке, в соответствии с технологией, установленной заводом-изготовителем конкретной марки (модели) автомобиля. К реальному ущербу относится также и утрата товарной стоимости (УТС) поврежденного автомобиля, которая также в смысле нарушенного права (согласно Постановления Президиума Верховного Суда РФ), восстанавливается путем денежной компенсации.
4
Возможно ли возмещение ущерба автомобиля по УТС после 2-х лет аварии?
Исковой срок на получение выплаты по утрате товарной стоимости (УТС) – три года. И если ДТП и затем проведение автоэкспертизы на предмет расчета стоимости восстановительного ремонта поврежденного автомобиля, происходит со сроком давности до 3-х лет, то требования к возмещению утраты товарной стоимости (УТС) – вполне обосновано и законно. Причем расчет утраты товарной стоимости (УТС) должен проводится на дату оценки (то есть проведения осмотра при автоэкспертизе), что значительно повышает величину утраты товарной стоимости (УТС), так как она в большей степени зависит от возраста (срока эксплуатации автомобиля). Но необходимо учитывать, что на дату оценки автомобиль должен быть не старше 5-ти лет и его физический износ не должен превышать 40% (по методике для судебных экспертов – 35%). Для расчета утраты товарной стоимости (УТС) необходимо обратиться в экспертную компанию, проводившую ранее автоэкспертизу Вашего автомобиля. Если же по каким-либо причинам это невозможно, то принимается решение о расчете УТС в любой другой экспертизе. Но для этого необходимо запросить в экспертной компании проводившей автоэкспертизу или в страховой компании проводившую выплату по данному страховому случаю, заверенные копии калькуляции восстановительного ремонта и (или) акта осмотра Вашего поврежденного на тот момент автомобиля. А упомянутые документы должны архивироваться и храниться в вышеуказанных организациях в течении трех лет. В случае отказа о выдаче копий документов, необходимо затребовать его письменное обоснование и далее решать вопрос в правовом порядке. Предоставлять автомобиль для расчета утраты товарной стоимости (УТС) – не требуется, а только документы, подтверждающие Ваше отношение к данному автомобилю. После выполнения расчета УТС, результаты его предоставляются в страховую компанию, в случае же отказа страховщика от выплаты, составляется исковое заявление и передается дело для судебного разбирательства, которое решается в пользу потерпевшей стороны практически на 100%.
5
Где берут данные о ценах на запасные части и ЛКМ?
Автоэкспертиза (оценка ущерба) автомобиля после ДТП при расчете восстановительного ремонта подразумевает, что стоимость запасных частей, лакокрасочных и других материалов, используемых при восстановлении поврежденного транспортного средства, определяется как рыночная, сложившаяся в данном конкретном регионе на момент оценки ущерба с учетом типа, модели и возраста автомобиля. Т.е. оценщик (автоэксперт) или пострадавший в ДТП автомобилист (заказчик автоэкспертизы) черпает сведения о стоимости запасных частей и ЛКМ из данных местных специализированных автомагазинов (авторынков). Большинство автопродацов запасных частей и ЛКМ размещают прайс-листы своего товара на сайтах в сети интернет. Но есть и глобальные (общероссийские) поставщики товара такого рода, имеющие сеть своих представительств (автомагазинов) практически во всех регионах РФ. Автоэксперты, как правило пользуются прайсами такой компании, как «EXIST», но при этом необходимо учитывать региональный (повышающий) коэффициент к цене запасных частей, представленных в интернете. При ремонте автомобилей, находящихся на гарантийном (фирменном) обслуживании, стоимость запасных частей определяется из прайс-листов менеджеров СТО официального дилера данной марки (модели) автомобиля, т.е. поврежденные фирменные, оригинальные ,сертифицированные детали в процессе ремонта заменяются на соответствующие. Принцип соответствия распространяется и на используемы в ремонте материалы. Это делается для того, чтобы довести автомобиль, находящийся на гарантийном (фирменном) обслуживании до такого состояния, которое отвечало бы всем требованиям завода-изготовителя для возобновления гарантийных (фирменных) обязательств. Цены на запасные части в таких случаях, представляются менеджерами СТО официального дилера, обычно в виде счета заказчику автоэкспертизы и ремонта или собственно автоэксперту.
6
Для чего нужна оценка рыночной стоимости автомобиля?
В наше время очень актуальной процедурой стала оценка рыночной стоимости автомобиля, которая проводится для установления точной рыночной стоимости данного транспортного средства. Однако, в связи с такой возможностью, активизировались и мошенники, поэтому достаточная квалификация оценщиков – это обязательная и важная характеристика эксперта. Почему, спросите вы, ведь это же так просто – осмотрели, сравнили со стоимостью нового, прикинули износ и готово! Ан нет, все не так просто, ведь оценка рыночной стоимости автомобиля проводится для разных случаев по-разному. Оценка автомобиля, как предмета наследства, сегодня самая частая процедура. Такое мероприятие обладает собственными особенностями, да и документальное оформление здесь также особенное. Высокий профессионализм – вот тот критерий, по которому стоит выбрать оценочную организацию для такого мероприятия. Ведь только при его наличии документальная база будет соответствовать всем федеральным требованиям к документации. Также существует процедура определения рыночной стоимости автомобиля для нотариусов, потребность в которой возникает во время дарственной документации или наследства. В таких случаях вся документация, связанная с автомобилем, проходит тщательную и скрупулезную проверку, чтобы полностью исключить возникновение ошибок. Эта процедура требует достаточного предварительного опыта по выполнению работ подобного типа, причем отчетная документация обязательно должна соответствовать требованиям федеральной законодательной базы. Оценка рыночной стоимости автомобиля для судебных разбирательств обладает собственными особенностями, поэтому требуется определение среднерыночной стоимости автомобиля. Такое заключение выносится по оценке аналогичного транспортного средства, а потребность в процедуре возникает тогда, когда автомобиль эксплуатируется одной из сторон, отказывающейся предоставлять последний для осмотра. А в таком случае судебное разбирательство не может проводиться, согласно требованиям предписывающей документации. Кроме указанных целей, оценка рыночной стоимости автомобиля может проводится для выполнения процедуры продажи или приобретения (именно с ее помощью можно ориентироваться в рыночной ситуации и принимать решение об адекватности требуемой цены или назначении реальной цены транспортного средства), оценка, которая проводится для списания его с баланса предприятия (нормативная документация, перед непосредственным списанием автомобиля с баланса требует обязательного оценивания рыночной стоимости последнего, поскольку балансовая стоимость такого автомобиля значительно отличается от реальной), оценка доаварийной стоимости автомобиля (проводится после возникновения дорожно-транспортного происшествия, причем восстановление автомобиля не имеет экономической целесообразности, проводится для определения величины нанесенного ущерба).
7
Завышение ущерба ДТП? Может ли быть такое и чем это грозит?
Автоэкспертиза – наука точная, но творческая. Вряд ли найдется пара экспертов, которым предоставили рассчитывать стоимость восстановительного ремонта поврежденного автомобиля, у которых итоговая сумма окажется одинаковой (как говорится копейка в копейку). Это обусловлено множеством объективных (и не только) причин. Стаж (опыт) работы автоэксперта, различие компьютерных программ для расчетов, различие в методиках при расчетах и т.д. – все это приводит к различиям результатов автоэкспертизы. Но, кроме объективных причин, существуют и другие. Обычный девиз всех без исключения страховых компаний – это минимизация выплат по страховым случаям. А это достигается естественно, занижением стоимости восстановительного ремонта при проведении автоэкспертизы. Но, в случае значительных повреждений автомобиля, срабатывает обратный ход. Калькуляцию – необходимо завысить. Причина: во всех страховых компаниях существует определенный порог – «тотал». Он колеблется в пределах 60%-75% от рыночной стоимости автомобиля. Т.е. при преодолении этого порога, наступает полная гибель автомобиля (тотал). И в этом случае, от стоимости ущерба вычитается стоимость годных остатков данного поврежденного автомобиля. А эта стоимость (особенно у иномарок) обычно бывает очень значительной. В итоге сумма на выплату по страховому случаю становится очень маленькой. Вот и судите, как выгодно для страховой компании данная ситуация. Вот и существует такое понятие как «подвести под тотал», которое все чаще, и с успехом применяется. И если сумма ущерба приближается к этой планке, то для страховщика есть огромный смысл завысить эту сумму. Порог полной (тотальной) гибели автомобиля (в случаях с КАСКО) прописан в правилах страхования (договоре), который страхователь (владелец автомобиля) как правило не читает. В случаях ОСАГО, данная планка определяется внутренними документами страховой компании. Для информации: тотальная (полная гибель автомобиля) согласно методики для судебных экспертов наступает только если стоимость восстановительного ремонта его превышает 85% от рыночной стоимости автомобиля на момент повреждения.
8
Как оценивается дополнительное и навесное оборудование?
При проведении оценки и автоэкспертизы, в последнее время все чаще автоэксперты сталкиваются с отклонениями в комплектации автомобиля по сравнению с новым аналогичным, то есть имеющим дополнительное оборудование. В таком случае стоимость автомобиля при проведении оценки, корректируется (за вычетом процента износа) с учетом стоимости установленного дополнительного (навесного) оборудования (оснастки). За каждый год эксплуатации установленного дополнительного оборудования (оснастки), снимается 8 % от его стоимости. Цена и срок службы оборудования, должны быть подтверждены документально (прейскурант, чек, паспорт и т.д.). При проведении автоэкспертизы и в случае повреждения установленного дополнительного оборудования в рамках ОСАГО, ущерб ему нанесенный также включается в калькуляцию общей стоимости восстановительного ремонта. В рамках же страхования по КАСКО, установленное дополнительное оборудование, должно быть описано и включено в договор о страховании. В случае же отсутствия таковых в списке комплектации, ущерб дополнительного оборудования в калькуляцию ремонта не включается.
9
Как проводится оценка ущерба от хулиганских действий?
Повреждения автомобиля могут произойти не только в случае возникновения дорожно-транспортного происшествия (ДТП), стихийных бедствий (град, ураган, поваленные деревья и т.д.), действий по неосторожности, но к сожалению и в случаях противоправных (хулиганских) действий третьих лиц. В настоящее время число таких случаев нарастает в геометрической прогрессии. Брошенные с балкона пустые бутылки, царапины гвоздем по окрашенным частям автомобиля, облитые краской части машины, разбитые камнями стекла, танцы на капоте, сахарный песок в бензобаке, вот далеко не полный перечень всех «творческих» замыслов хулиганов. Бороться с такими проявлениями вандализма – дело правоохранительных органов! Не редки также случаи, когда повреждения автомобиля наносят проезжавшие мимо другие авто, после чего благополучно скрывающиеся (проезжающие дальше) с места происшествия, или неумелый выезд с парковочных зон около супермаркетов или охраняемых стоянок. Такие случаи можно отнести к категории «по неосторожности», но в любом случае виновник должен находиться на месте происшествия с дальнейшим вызовом сотрудников ГИБДД. В противном же случае, все дальнейшие действия виновных лиц трактуются как противоправные. В случае фиксации органами ГИБДД происшествия, и при наличии обеих заинтересованных сторон, все обстоит так, как и при наступлении дорожно-транспортного происшествия. Пострадавший обращается в страховую компанию виновника (в рамках ОСАГО), а при наличии полиса КАСКО к страховщику, застраховавшему его автомобиль, с дальнейшем проведением автоэкспертизы, в которой проводится оценка ущерба автомобиля с дальнейшим получением выплаты, необходимой для восстановления автомобиля. В случае же отсутствия второй (виновной) стороны, все сложнее. При обнаружении повреждений на автомобиле, потерпевший должен зафиксировать случай в правоохранительных органах. Это звонок в ГИБДД, вызов опер группы по телефону 02, или просто вызов участкового уполномоченного на место. Не нужно никогда отказываться от возбуждения уголовного дела, а смело писать соответствующее заявление, т.к. в последствии это может обернуться неприятностями. Как правило, виновника определить удается в крайне редком случае. Поэтому, правоохранительными органами составляется постановление об отказе (прекращении) о возбуждении уголовного дела (ввиду невозможности определения виновной стороны). При наличии полиса КАСКО, автовладелец, отправляется с таким постановлением в страховую компанию, и после проведения независимой оценки ущерба и получении выплаты, восстанавливает свой автомобиль, т.к. постановление о прекращении возбуждения уголовного дела является основанием для постановки данного происшествия в ряд страховых случаев. В случае же отсутствия полиса КАСКО, такое постановление ничего не дает. Виновник не найден, платить некому. Остается только добиваться продолжения розыска виновной стороны правоохранительными органами, или (как правило) самостоятельно. В случае же положительных результатов розыска, и отказе виновной стороны в добровольном порядке восстанавливать поврежденный автомобиль, проводится независимая оценка ущерба автомобиля, и по ее результатам составляется исковое заявление в Суд. Все дальнейшие действия в компетенции судебных органов. В случае же отрицательных результатов розыска виновника, поврежденный автомобиль придется восстанавливать своими силами и за свой счет. Да, добровольное страхование по КАСКО – дорогое удовольствие, но за один год страховки всегда возникнут непредвиденные обстоятельства, которые напомнят о правильности принятого решения. Для информации нужно отметить, что такие случаи должны фиксироваться ГИБДД или другими компетентными органами, на любых закрытых территориях (дворах, стоянках, заводских территориях и т.д.). И последнее, в любом конкретном случае, независимая оценка ущерба автомобиля после проявления противоправных действий третьих лиц, может организовываться заинтересованной страховой компанией, или проводится в любой независимой автоэкспертизе.
10
Как производится расчет ликвидационной и утилизационной стоимости автомобиля?
Расчет той или иной стоимости автомобиля, обусловлен целями и задачами оценки в соответствии с договором между оценщиков и заказчиком. В общем виде любая стоимость автомобиля создается и поддерживается согласно экономического принципа спроса и предложения. Понятие стоимости вообще, отображает наиболее вероятную (расчетную) цену автомобиля, которая будет уплачена по взаимной договоренности сторон (продавца и покупателя) на данный момент времени. Понятие ликвидационной стоимости определено Федеральным стандартом оценки (ФСО № 2), разработанного в соответствии с международными стандартами оценки. В оценке под ликвидационной стоимостью понимается наиболее вероятная цена, по которой автомобиль может быть отчужден (продан) на открытом аукционе в условиях когда продавец вынужден совершить эту сделку. Иначе говоря, ликвидационная стоимость в оценочной деятельности – это стоимость транспортного средства (автомобиля), реализуемого в результате ликвидации предприятия, на балансе которого оно находилось, в силу того, что это предприятие или обанкротилось, или на его имущество был наложен арест в результате судебного разбирательства, или ареста на таможне. Также, ликвидационная стоимость автомобиля рассчитывается оценщиком дополнительно к рыночной, при кредитовании под залог имущества. Верхней границей ликвидационной стоимости автомобиля является его рыночная стоимость, а нижней – утилизационная стоимость. В бухгалтерском учете и оценке, ликвидационная стоимость – это остаточная стоимость выработавшего свой ресурс автомобиля, который списывается с баланса предприятия, или это выручка от реализации (продажи) непригодных для дальнейшей эксплуатации транспортных средств. Под утилизационной стоимостью автомобиля, как объекта оценки (согласно ФСО №2), понимается наиболее вероятная его цена, по которой он может быть отчужден (продан), как совокупность элементов и материалов при невозможности продолжения его использования (эксплуатации) без дополнительного ремонта и усовершенствования. Другими словами, это стоимость выработавших свой ресурс и списываемых автомобилей, а также транспортных средств неподлежащих восстановлению, ввиду экономической нецелесообразности ремонта, после полученных повреждений в результате ДТП, стихийного бедствия или по другим внешним причинам. Утилизационная стоимость – это стоимость отработавших свой ресурс узлов и агрегатов автомобиля, в следствии повреждений или полного износа и реализуемых по цене металлолома, а также еще годных к эксплуатации деталей, в том числе после ремонта или восстановления. В оценке, утилизационная стоимость автомобиля, не может быть ниже его цены как металлолома.
11
Как страховые компании работают с автосервисами?
При наступлении страхового случая (дорожно-транпсортного происшествия или другого иного) в рамках обязательного страхования ответственности автовладельцев (ОСАГО) или добровольного страхования автомобиля (КАСКО), сбора всех необходимых документов (материалов) и прохождения пострадавшим автоэкспертизы своего транспортного средства, страховщиком производится выплата. Но в последнее время, для удобства клиентов, страховые компании напрямую договариваются с руководителями станций тех. обслуживания (СТО) официальных дилеров (для автомобилей стоящих на гарантийном (фирменном) обслуживании) или с любыми другими автосервисами (для всех других категорий транспортных средств). Причем ответственный страховщик, пострадавшему в ДТП автовладельцу, после проведения автоэкспертизы (необходимой для оценки ущерба автомобиля и как следствие установления суммы денежных средств необходимых для ремонта), не дожидаясь выплаты по страховому случаю, предлагает загнать пострадавший автомобиль на СТО для ремонта. Причем, наиболее ответственные страховщики, таких станций предлагают несколько (на выбор), и разница в цифрах стоимости восстановительного ремонта и материального ущерба за счет физического износа, автовладельца не касается не коим образом. А расчет с руководством СТО, страховая компания производит самостоятельно, т.е. минуя клиента. Такая практика за рубежом осуществляется уже давно. Да, далеко не все страховщики поступают таким образом. Некоторые, практически насильно заставляют клиентов загнать свой автомобиль на СТО по его указанию. Такие автосервисы как правило слабо оборудованы и имеют низкую квалификацию персонала, а как следствие «плохую славу» в регионе и слабый приток клиентов на ремонт. Поэтому, некоторые страховые компании, расхваливают такие автосервисы, не забывая, что за каждое направленное ими на ремонт авто, они получат, как сейчас модно говорить, определенные «Бонусы». То есть проще говоря, присутствует вполне конкретный корыстный интерес некоторых сотрудников страховых компаний. Поэтому, прежде чем соглашаться на такой вариант, нужно сначала ознакомиться с «рейтингом» предлагаемого СТО, сроках начала ремонта и качеством необходимых запасных частей, т.к. вместо обещанных оригинальных деталей, Вам могут установить запасные части «серых» поставщиков. А при «отместке» страховщика, при Вашем несогласии с их условиями, которая может заключаться в занижении сметы оценки ущерба, затягивании сроков выплаты и т.д., смело проводите независимую автоэкспертизуи добивайтесь правды через суд.
12
Какие документы нужны для возмещения ущерба по ОСАГО?
Для проведения выплаты по страховому случаю при возмещении ущерба в рамках ОСАГО, страховщик предоставляет пострадавшему в ДТП автомобилисту список необходимых для этого документов (материалов). Этот список в практически всех страховых компаниях одинаков, документы для возмещения ущерба по ОСАГО: • паспорт и водительское удостоверения заявителя; • извещение о ДТП, заполненное и подписанное всеми участниками происшествия; • заявление в страховую компанию с требованиями о возмещении ущерба; • свидетельство о регистрации (паспорт транспортного средства); • справка органов ГИБДД о происшедшем (зафиксированном) дорожно-транспортном происшествии с указанием паспортных и адресных данных участников ДТП, повреждений, полученных всеми автомобилями, а также данные о страховых компаниях, застраховавших гражданскую ответственность всех участников ДТП; • карточка прохождения технического осмотра автомобиля (Тех.осмотр); • доверенность (в случае необходимости) на право управления пострадавшим в ДТП автомобилем; • заключение об оценке ущерба; В некоторых случаях страховая компания может затребовать дополнительные необходимые документы, такие как материалы дознания (с случае нанесения вреда здоровью кого-либо из участников ДТП), заключение от нарколога о состоянии участников дорожно-транспортного происшествия опять же при наличии пострадавших и т.д. В случае же восстановления здоровья, ущерб которому нанесен в результате ДТП, для получения компенсации по этому поводу, пострадавший в обязательном порядке должен предоставить страховщику финансовые документы (чеки, счета и т.д.), подтверждающие трату денежных средств на восстановление здоровья. Только после этого страховая компания примет решение о сумме выплаты по страховому случаю, размер которой не превышает границ, установленных настоящим Законом.
13
Какие понижающие коэффициенты существуют при оценке автомобиля?
Оценка автомобиля – это выводы эксперта (оценщика) о его стоимости и собственно сам процесс ее определения. Как правило оценщик определяет рыночную стоимость транспортного средства, так как именно она необходима для различных целей и задач. Как известно, рыночная стоимость автомобиля определяется по двум составляющим в оценке. Это остаточная стоимость, рассчитанная по затратному методу и рыночная, определяемая по методу сравнительных (сопоставимых) продаж. Затратный метод (подход) в оценке транспортных средств, основывается на том, что в качестве стоимости оцениваемого автомобиля принимаются затраты на его изготовление. Проще говоря, отправной точкой в данном методе, является стоимость аналогичного нового автомобиля на дату оценки, от которой рассчитывается остаточная стоимость предоставленного на оценку транспортного средства, величина которой снижается в результате объективных факторов. Это: • физический износ, определяемый датой начала эксплуатации, реального (рассчитанного) пробега автомобиля, а также условиями и интенсивностью его использования; • стоимость восстановительного ремонта, обусловленная наличием повреждений различных систем, узлов, деталей автомобиля или дефектов его эксплуатации; • утрата товарной стоимости (УТС), как следствие необходимого ремонта, обусловленного наличием повреждений (дефектов эксплуатации). • Данные факторы снижают стоимость транспортного средства в зависимости от величины. • моральный износ (понижающий коэффициент 10-20%), обусловленный выпуском более современных автомобилей в техническом и эстетическом плане; • поправка на прекращение выпуска данной модели транспортного средства (понижающий коэффициент 5-30%); • понижающая поправка (коэффициент) на прекращение выпуска запасных частей на данную модель автомобиля (5-20%). Рыночный (сравнительный) метод (подход) в оценке транспортных средств основывается на возможности реализации (продажи) автомобиля в условиях свободной конкуренции. Отправной точкой для расчета рыночной стоимости является цена заведомо исправного автомобиля данной марки, модели и года изготовления, которая определяется из различных справочных изданий, объявлений, исследования рынка или сведений сети интернет. Понижающие коэффициенты, непосредственно влияющие на величину рыночной стоимости транспортного средства , это : • условия платежа (авансовый, безналичный расчет или оплата наличными средствами, кредит, рассрочка, лизинг и т.д.);
14
Какие сроки после дтп? Или что делать если автоэкспертиза затягивается?
Согласно российскому законодательству, в случае наличия у виновника ДТП полиса обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) и предъявления заявления и других необходимых документов от потерпевшего в ДТП, страховщик (страховая компания) обязан в течении 5 рабочих дней организовать проведение автоэкспертизы поврежденного автомобиля. Если же страховая компания затягивает сроки проведения автоэкспертизы, то потерпевшая сторона вправе за проведением независимой автоэкспертизы обратиться к любому другому эксперту (оценочную фирму) и далее представить результаты расчетов в страховую компанию, ОСАГО в которой застрахована виновником ДТП. Таким же образом, потерпевшая сторона, по каким-либо другим соображениям (не связанными со сроками проведения), может обратиться в другую (не связанную договорными отношениями со страховой компанией) независимую автоэкспертизу. Но и нельзя забывать во всех этих случаях о сроках вызова (уведомления) всех заинтересованных сторон, так как ущерб после ДТП может превышать установленные Федеральным Законом «Об ОСАГО» рамки по выплатам по одному страховому случаю, т.е. 120.000 рублей, либо 160.000 рублей, в зависимости от количества участников ДТП. А уведомлять страховщика (а при необходимости и виновника ДТП) необходимо телеграммой с уведомлением о вручении, не позднее чем за 3 рабочих дня до проведения осмотра, не считая дня отправки телеграммы и необходимого времени на дорогу до места осмотра, а ввиду необъятности просторов нашей страны, это необходимое время на дорогу время, может быть довольно значительным. Все документы (результаты проведения автоэкспертизы) должны быть подготовлены и выданы заказчику услуги, как правило не позднее десяти (10) дней после осмотра автомобиля. Иные же сроки могут быть установлены по согласованию с заказчиком. Проведение автоэкспертизы в рамках добровольного страхования (КАСКО) и его сроки, оговариваются в правилах страхования или по согласованию страховщика и заказчика. Но, как правило это такие же сроки, как и в случае с ОСАГО. Выплата же по страховому случаю согласно Федерального Закона «Об ОСАГО» должна быть произведена в течении 30 дней после получения последнего документа, необходимого для проведения выплаты. Этот «последний документ», как правило – результаты автоэкспертизы. Далее, согласно Закона, страховщик, не выполняющий это требование, подвергается штрафным санкциям за каждый день просрочки выплаты по страховому случаю. Примечание. С 01.03.09 г. При наступлении страхового случая (т.е. ДТП), потерпевший имеет право обратиться в страховую компанию, застраховавшую его гражданскую ответственность (ОСАГО), а не к страховщику виновника ДТП. Но это касается только автомобилей, застраховавшихся по ОСАГО после указанной даты. Набор необходимых документов и сроки проведения автоэкспертизы остаются прежними.
15
Какими документами пользуется оценочная компания при выполнении работ?
Оценочная деятельность в Российской Федерации регулируется очень серьезно. Основными путеводными документами для оценочной компании (оценочной фирмы), а также для организаций, проводящих конкретно экспертизу автомобилей (автоэкспертизу) являются: • прежде всего, Федеральный Закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» № 135 – ФЗ от 29 июля 1998 года в редакции 2007 года. • Федеральный Закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» № 40 – ФЗ от 24 апреля 2002 года. • Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении стандартов оценки» № 519 от 6 июля 2001 года. • Федеральные стандарты оценки (ФСО № 1, 2, 3), утвержденные приказом Минэкономразвития РФ от 20 июля 2001 года №256 • Постановление Правительства Российской Федерации № 238 от 24 апреля 2003 года «Об организации независимой технической экспертизы транспортных средств». • методическое руководство по определению стоимости автомототранспортных средств с учетом естественного износа и технического состояния на момент предъявления (РД 37.009.015-98 с изменениями № 1-6, 2006 года) • методическое руководство «Определение стоимости затрат на восстановление и утраты товарной стоимости автомототранспортных средств» Спб 2001 г. СЗРЦСЭ, РФЦСЭ при МЮ РФ. • Гражданский Кодекс РФ.
16
Можно ли оценить автомобиль не на ходу?
Да, в оценке это возможно. Автомобиль «не на ходу» означает что он неисправен и (или) разукомплектован (в той или иной степени). Если автомобиль полностью «укомплектован» но не исправен, все равно означает что он разукомплектован, т.к. для восстановления его потребительских качеств необходимо поменять ту или иную деталь (а то и узел), а это означает, что этой неисправной детали фактически нет. Из этого делаем вывод, что оценить неисправный (разукомплектованный) автомобиль можно путем вычета из цены укомплектованного (исправного) транспортного средства затрат на его восстановление (доукомплектования) до исходного состояния. Необходимо отметить, что цена исправного автомобиля (от которого берется отсчет) – рыночная. В случае же если затраты на восстановление превышают цену исправного аналогичного автомобиля, то оцениваются только пригодные к эксплуатации остатки (детали, узлы и агрегаты).
17
На что необходимо обращать внимание при оценке недвижимости?
В первую очередь, при оценке недвижимости стоит определить текущее состояние объекта, дату его последнего капитального ремонта, дату текущего (косметического) ремонта. После чего, необходимо провести позиционирование объекта – отнести его к определенному типу и классу недвижимости (в соответствии с общепринятой методологией офисная, торговая и складская недвижимость подразделяется на следующие классы: «А», «В», «С», «D»). Данная операция производится для определения возможных объектов-аналогов – объектов, с которыми будет сравниваться оцениваемая недвижимость. Далее необходимо провести анализ наиболее эффективного использования, который включает в себя определение юридически возможных видов использования оцениваемого объекта недвижимости и выбор того типа, который принесет наибольший доход.
18
Нужно ли вызывать страховую компанию при проведении автоэкспертизы?
Согласно Федерального Закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и Постановления Правительства РФ «Об организации независимой технической экспертизы транспортных средств», в рамках обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) и наступления страхового случая, страховая компания в пятидневный срок обязана организовать автоэкспертизу поврежденного автомобиля. При осмотре и составлении акта осмотра автомобиля должен присутствовать представитель данной страховой компании (эксперт) вместе с владельцем автомобиля (доверенным лицом) и автоэкспертом, проводящим осмотр с последующей калькуляцией стоимости восстановительного ремонта (расчет ущерба). В случае же неисполнения обязательств по срокам проведения автоэкспертизы страховой компанией (или по каким либо другим причинам не связанным со сроками), пострадавший в ДТП имеет право обратиться к другому независимому автоэксперту (экспертную организацию) для проведения автоэкспертизы его поврежденного автомобиля. Но для проведения осмотра (составления акта осмотра) заказчик автоэкспертизы (владелец автомобиля или его доверенное лицо) обязан пригласить на осмотр все заинтересованные стороны, т.е. страховую компанию ответчика и в некоторых случаях (например при предположительном превышении стоимости возмещения ущерба над лимитом по выплате при ОСАГО) другого (других) участников (виновников) данного ДТП. Порядок и сроки проведения осмотра поврежденного транспортного средства описаны в методическом руководстве РД 37.009.015-98, где сказано, что вызов всех заинтересованных сторон осуществляется телеграммой с уведомлением за 3 рабочих дня до даты проведения осмотра, не считая дня подачи телеграммы и необходимого времени на дорогу. В случае же неприбытия заинтересованных сторон, осмотр проводится по истечении получаса установленного времени, без их участия (о чем делается автоэкспертом соответствующая отметка в акте осмотра). В случае же наступления страхового случая в рамках комплексного автострахования без страхования ответственности (КАСКО) и обращения владельца автомобиля в независимую автоэкспертизу (а не к страховщику), страховая компания, в которой застрахован автомобиль по КАСКО, вызывается на осмотр аналогичным способом. Также вызывается и страховая компания виновника ДТП, в которой у него застрахован автомобиль по ОСАГО, т.к. при невиновности в ДТП заказчика автоэкспертизы, страховая компания, которой у него имеется полис КАСКО, в регрессном порядке будет взыскивать сумму на возмещение ущерба со страховщика, застраховавшего ответственность виновника ДТП по ОСАГО. При необходимости, также вызываются на осмотр и другие заинтересованные стороны, если таковые имеются.
19
О регрессе страховой компании на виновника ДТП?
После проведения автоэкспертизы поврежденного в дорожно-транспортном происшествии автомобиля, застрахованного по полису добровольного страхования КАСКО и невиновности в ДТП застрахованного лица (страхователя) на виновника аварии данная заинтересованная страховая компания выставляет регресс (обычно в форме искового заявления в суд). В случае же наличия у виновника ДТП полиса обязательного страхования ответственности ОСАГО, регресс выставляется страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность. Но в ситуации превышения материального ущерба поврежденного автомобиля лимита выплаты по одному страховому случаю (установленного российским законодательством), разницу в суммах в регрессном порядке взыскивается с виновника. На него также выставляется регресс страховой компанией в случае нарушения им Федерального Закона «Об ОСАГО». Это может быть алкогольное опьянение, грубое нарушение ПДД и т.д. Утрата товарной стоимости поврежденного автомобиля, взыскивается как правило через суд. В рамках же обязательного страхования и при нарушении виновником ДТП вышеупомянутого Федерального Закона, а также правил страхования, регресс ему выставляется страховщиком, застраховавшим его ответственность. В случае же превышения лимита по выплате, разницу, а также утрату товарной стоимости (УТС), пострадавшее в ДТП лицо взыскивает с виновника в добровольном порядке или (как правило) через суд.
20
Обоснование экономического износа автомобиля?
При оценке автомобиля, а также в ходе проведения автоэкспертизы (оценке ущерба), используется различные виды его износа. Это физический, естественный (нормальный), аварийный физический, функциональный (моральный), а также экономическое (внешнее) устаревание (износ). Экономический износ автомобиля – это потеря его стоимости как объекта оценки, обусловленная влиянием внешних экономических факторов. В первую очередь это изменение (потеря) потребительского спроса, вызванное общеэкономическими изменениями или факторами внутриотраслевого характера, которые приводят к катастрофическому падению востребованности на определенные марки (модели) автомобилей. Экономический износ (устаревание) является неустранимым. Оценщик, при принятии решения о снижении стоимости автомобиля, должен учитывать цены на аналогичные транспортные средства, размещенные на свободном рынке продаж. Расчетная стоимость транспортного средства, обусловленная ее снижением с учетом экономического износа, не должна быть меньше стоимости его годных остатков.
21
Походы в суды. Как там себя вести?
По какой-либо причине неудовлетворенности пострадавшего в ДТП автомобилиста результатами автоэкспертизы, представленными в страховую компанию для проведения выплаты экспертом (оценочной компанией) по направлению страховщика, потерпевший в дорожно-транспортном происшествии обращается в независимую автоэкспертизу. И при разногласиях между ним и страховой компанией, имеющих имущественный характер, дело как правило передается в суд. Также обычно через суд взыскивается и утрата товарной стоимости (УТС) поврежденного автомобиля. Для предоставления своих интересов в суде, лучше всего обратиться к юристу (еще лучше адвокату), занимающимся делами такого рода. Он сам составляет исковое заявление и будет отстаивать Ваши интересы в суде. Юрист (адвокат) сам разъяснит вам как именно вести себя в суде, как отвечать на предполагаемые вопросы судьи или ответной стороны. Но лучше всего не приходить на заседание вообще, т.к. доверенность, выписанная вами на юриста (адвоката), это позволяет. Потому, что даже неправильные ответы, могут привести к непредсказуемым последствиям при рассмотрении дела.
22
Почему нужно брать подтверждающие документы из автосервиса?
Для ускорения работы автоэксперта при оценке ущерба автомобиля и (главное) для преодоления разногласий между автоэкспертом и заинтересованной страховой компанией, желательно запросить в специализированном СТО счет на стоимость запасных частей, необходимых для восстановления поврежденного автомобиля. Но это касается практически только иномарок, состоящих на гарантийном (фирменном) обслуживании, у официального дилера. Бумагу (смету) о стоимости восстановительного ремонта, запрашивать на СТО не нужно, стоимость ремонта рассчитывается при помощи компьютерных программ, базирующихся на данных нормативов трудоемкостей работ конкретного завода-изготовителя.
23
Чем отличаются восстановительный ремонт и материальный ущерб?
Автоэкспертиза (оценка ущерба) автомобиля после ДТП (или по какой-либо другой причине), определяет две суммы. Это стоимость восстановительного ремонта и стоимость материального ущерба. Стоимость восстановительного ремонта поврежденного автомобиля – это стоимость услуги по устранению этих повреждений (дефектов). Согласно ГК РФ – стоимость ремонта относится к реальному ущербу и представляет собой расходы, которые лицо произвело (или будет производить в дальнейшем) для восстановления транспортного средства, в необходимом для этого размере. В стоимость восстановительного ремонта входит: • затраты на запасные части и материалы, необходимые для ремонта; • затраты на оплату работ по ремонту, окраске, разборке-сборке, включающие в себя стоимость трудовых затрат и накладных расходов, непосредственно связанных с ремонтом (суммарная стоимость нормо-часов). Расходы на ремонт автомобиля рассчитываются по рыночным ценам, сложившимся в данном конкретном регионе. Стоимость материального ущербы включает в себя: • затраты на материалы, необходимые для ремонта; • расходы на оплату работ по ремонту; • расходы на необходимые для восстановления автомобиля запасные части с учетом его износа; Проще говоря, стоимость материального ущерба автомобиля – это стоимость его восстановительного ремонта, за минусом процента износа на необходимые запасные части. Автоэксперт, при оценке ущерба автомобиля (проведении автоэкспертизы), в экспертном заключении всегда выводит две цифры: это стоимость восстановительного ремонта и стоимость материального ущерба. Страховые компании при назначении выплат всегда опираются на сумму материального ущерба, за исключением случаев страхования автомобиля в рамках КАСКО без учета износа. Но такие полисы, выписывает крайне малое число страховщиков, и естественно за дополнительную плату. В рамках же Закона «Об ОСАГО», износ автомобиля учитывается в любом случае. Таким же образом, снижение стоимости ремонта автомобиля с учетом рассчитанного процента износа на запасные части, в судах на территории РФ, принимается «по умолчанию».
24
Что необходимо сделать при приобретении земельного участка в собственность?
Земельный участок согласно нормам Гражданского кодекса РФ является объектом недвижимости. Заключение договора купли-продажи такого объекта должно соответствовать общим положениям о договоре купли-продажи, а также специальным нормам о продаже недвижимости. Договор купли-продажи земельного участка должен быть оформлен письменно. Продавец при заключении договора купли-продажи обязан предоставить покупателю имеющуюся у него информацию об обременениях земельного участка и ограничениях его использования. Покупатель в случае предоставления ему продавцом заведомо ложной информации: об обременениях и ограничениях ЗУ; о разрешении на застройку; об использовании соседних земельных участков; о качественных свойствах земли, — вправе требовать уменьшения покупной цены или расторжения договора купли-продажи земельного участка и возмещения причиненных ему убытков. Стоимость земельного участка может быть рыночной и кадастровой. Для определения рыночной стоимости необходимо обратиться к нашим независимым оценщикам, при этом оценка обязательна, если в сделку вовлечены земельные участки, принадлежащие полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям.
25
Что содержит Акт осмотра объекта недвижимости?
Основной целью Акта осмотра объекта недвижимости является подтверждение осмотра объекта, в чем подписывается Оценщик, производивший осмотр и фотофиксацию, и Заказчик, либо его представитель, осуществляющий допуск на объект. Акт осмотра выполняется в произвольной форме и содержит следующую минимальную информацию: • Адрес объекта; • Идентифицирующая информация из кадастрового плана, либо технического паспорта на объект; • Основные технические характеристики: площадь, конструктив и т.д.; • Дефекты объекта, обнаруженные при визуальном осмотре; • Собственник объекта оценки; • Заказчик работ по оценке.
26
Что такое 1 ремонт, 2 ремонт и т.д., и как это определять?
Автоэкспертиза руководствуется при выполнении работ методическим руководством РД 37.009.015-98. Согласно этого руководства трудоемкость работ (нормо-час или норма времени на выполнение работы), а также способ, вид и технология ремонтных работ определяются (назначаются) в зависимости от характера и степени повреждения того или иного кузовного элемента автомобиля с учетом соответствующей технологии ремонта, установленной заводом-изготовителем определенной марки (модели) автомобиля. В вышеуказанном документе определены виды ремонтов, как отдельного кузовного элемента, так и кузова автомобиля в целом. • Ремонт 0 – устранение мелких вмятин на наружных поверхностях кузова без повреждения лакокрасочного покрытия (ЛКП). (автоэкспертами применяется крайне редко, т.к. в условиях специализированных СТО и при наличии необходимого оборудования, такой вид ремонта – малоэффективен). • Ремонт 1 – устранение повреждений (деформаций) в легкодоступных местах кузовных элементов с площадью повреждения до 20%. (в автоэкспертизе применяется довольно часто, т.к. данный вид ремонта это по сути дела устранение мелких вмятин и глубоких царапин, которые встречаются на большинстве автомобилей ). • Ремонт 2 – устранение повреждений (деформаций) кузовных элементов с применением подогрева (сварки) или ремонт 1 на площади повреждения до 50%. (при оценке автомобилей наиболее применимый вид ремонта, ввиду специфики повреждений при ДТП; данный вид ремонта применяется также при незначительных площадях повреждений, но при нарушении (деформации) ребер жесткости кузовных элементов). • Ремонт 3 – устранение повреждений до 30% поверхности металла (детали) с вырезкой участка и изготовлении ремонтной вставки из выбракованных деталей или листового железа с приданием ему формы восстанавливаемой детали. (в автоэкспертизе применяется крайне редко, ввиду малоэффективности и экономической нецелесообразности) . • Ремонт 4 – устранение повреждений с ремонтом 3 на площади свыше 30% поверхности кузовного элемента (автоэкспертами практически не применяется). • Замена – производится в случае неремонтопригодности детали или экономической нецелесообразности ее ремонта. • Частичная замена – замена поврежденной части кузова ремонтной ставкой. (в автоэкспертизе применимо к силовым элементам кузова, таким как брызговики, лонжероны, поперечины и т.д., когда полная замена элемента экономически нецелесообразна). • Устранение перекосов – восстановление геометрических параметров кузова. (как правило это проемы дверей, капота, крышки багажника. В сложных случаях устранение перекоса какого-либо проема производится совместно с силовыми элементами кузова (лонжеронами). Существуют перекосы особой сложности, вызванные нарушением геометрических параметров каркаса салона. Автоэксперт назначает устранение перекоса той или иной степени без подтверждения (т.е. необходимых замеров на специализированных стендах на СТО), только при его явном выражении. В случае же отсутствия характерных признаков перекоса (это изменение зазоров сопряженных деталей, разрыв технологических сварных швов и т.д.), устранение перекоса назначается только при документальном подтверждении его наличия).
27
Что такое дефекты эксплуатации при оценке автомобилей?
Оценка автотранспортного средства (автомобиля) складывается, как известно, по результатам оценки двумя подходами (затратным и рыночным). Доходный подход применяется только при наличии специальной цели в эксплуатации автомобиля, приносящей доход. На оценку автомобиля затратным методом (т.е. при определении его остаточной стоимости), а также при проведении автоэкспертизы на предмет оценки ущерба и определении величины утраты товарной стоимости (УТС), немалое влияние на результаты оценки (автоэкспертизы), имеют дефекты эксплуатации, которые вызваны ненормальными условиями хранения (эксплуатации) автомобиля, а также ненадлежащим уходом за ним. К дефектам эксплуатации (факторам снижающим остаточную стоимость автомобиля), относятся: • следы и последствия коррозии кузова (кабины); • царапины, сколы, растрескивание, потускнение (потеря глянца) на окрашенных поверхностях кузова; • растрескивание, разрывы, растяжение неметаллических (резиновых, пластиковых и др.) деталей; • следы предыдущих ремонтных воздействий (рихтовке, сварки и т.д.); • деформации (вмятины, выбоены, неровности) и другие механические повреждения, вызванные нарушением правил эксплуатации автомобиля, и не являющиеся следствием дорожно-транспортного происшествия; • механические повреждения, вызванные предыдущими ДТП; • ослабление креплений агрегатов, узлов, элементов подвески автомобиля; • не герметичность различных систем автомобиля. Дефекты эксплуатации могут быть следствием не только ненадлежащего ухода (эксплуатации) автомобиля, но и частично следствием естественного старения (износа), используемых в конструкции материалов, а также дефекты, полностью зависимые от качества обслуживания (ремонта). Оценка (автоэкспертиза) автомобиля предусматривает снижение остаточной стоимости (стоимости восстановительного ремонта), на величину затрат на устранение дефектов эксплуатации, которая складывается из стоимости работ, необходимых запасных частей и материалов, требуемых для ремонта по устранению данных дефектов. Нужно отметить, что при проведении автоэкспертизы, дефекты эксплуатации элементов кузова, несвязанных с конкретным ДТП, никак не влияют на величину стоимости восстановительного ремонта, последуемого в следствии данного (конкретного) дорожно-транспортного происшествия. При наличии серьезных дефектов эксплуатации (коррозии, следов предыдущих ДТП и т.д.), утрата товарной стоимости (УТС), не рассчитывается.
28
Что такое полис страхования профессиональной ответственности оценщика?
Согласно Федерального Закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», каждый оценщик обязан застраховать ответственность при осуществлении своей деятельности. Объектом страхования по договору обязательного страхования профессиональной ответственности оценщика, являются имущественные интересы граждан, связанные с его профессиональной деятельностью, которая может нанести ущерб заказчику, заключившему договор на проведение оценки. Страховым случаем в данном вопросе является решение арбитражного суда или доказанный факт причинения ущерба заказчику оценки в результате нарушения правил и стандартов оценочной деятельности, а также регламента, установленного саморегулируемой организацией (СРО), членом которой он является. Договор обязательного страхования ответственности заключается на срок не менее 1-го года и на сумму превышающую 300.000 рублей. Контроль за осуществлением оценщиками страхования профессиональной ответственности возлагается на СРО. Автоэкспертиза, как направление оценочной деятельности, страхуется в аналогичном порядке. Застраховать свою ответственность оценщик (автоэксперт) может практически в любой страховой компании. Тарифы на страховку устанавливаются каждым страховщиком самостоятельно. Страховых случаев в данном вопросе крайне мало, так как оценка автомобиля (автоэкспертиза) – деятельность сугубо независимая и в большей степени творческая. Только в случае умышленного и грубого искажения результатов оценки (автоэкспертизы) может наступить прицедент, повлекший за собой нанесение материального ущерба заказчику оценки (автоэкспертизы) или иным третьим лицам. Заверенная копия полиса обязательного страхования помещается в приложении об оценке или к экспертному заключению.

Наши контакты: г.Тольятти, ул.Комсомольская,94Б,
тел. 8 (8482) 28-48-08, тел. 8-987-960-00-80


Заказать звонок